АВТОВАЗ представил первую действительно новую модель за последние восемь лет! И хотя Лада Искра должна была увидеть свет еще год назад, хорошо, что она вообще появилась, а не сгинула в пучине санкций. Мне посчастливилось познакомиться с первым демонстрационным экземпляром — пока в статике.
Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) имеет к автопрому опосредованное отношение: на этой площадке заключаются судьбоносные соглашения и проводятся конференции в разных направлениях. А поскольку политическая составляющая очень велика, меры безопасности — беспрецедентные! И я не только про тщательный досмотр рюкзаков и въезжающих машин. Вот вы еще помните, что такое ПЦР-тест? А для оформления пропуска на форум его прохождение обязательно! С отрицательным результатом, разумеется. Кого-то страх перед ковидом до сих пор не отпускает.
Тем не менее ПМЭФ становится традиционным местом для показа автомобилей Лада. Хотя в прошлом году случилась осечка. Представленный здесь с помпой кроссовер Лада X-Cross 5 (то есть переименованный FAW Bestune T77) так и не стал серийным: стороны не сошлись в условиях сотрудничества. Искре такой финал не грозит. Ее хоть и проектировали под началом Renault, но все интеллектуальные права остались у АВТОВАЗа, да и последние два года ушли как раз на то, чтобы исключить зависимость от европейских компонентов.
Проект под кодом XJO начался еще в 2015 году, когда Веста и XRAY только встали на конвейер. Новая бюджетная модель задумывалась как замена Гранте и была включена в глобальное семейство автомобилей на модульной платформе CMF-B альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Европейские машины увидели свет еще осенью 2020 года — это Logan и Sandero третьего поколения. Они должны были появиться и у нас, пусть и с другим дизайном, причем к запуску производства в Тольятти летом 2022-го почти все было подготовлено. Но в мае того года французская компания ушла из России, оставив АВТОВАЗу все наработки, производственную линию и парк ходовых прототипов.
Разработка проекта XJO к моменту ухода Renault тоже была завершена. А дизайн утвердили даже раньше — над ним работала еще команда Стива Маттина, который покинул АВТОВАЗ в декабре 2020 года! Даже название Искра приняли еще при французском руководстве, проведя традиционные в таких случаях исследования с фокус-группами. Рассекретить машину вазовцы должны были в 2023 году, а выход на рынок планировался на начало 2024-го. Но два года назад Искру вынужденно отправили на реинжиниринг, который только сейчас подходит к концу. Он не затронул дизайн кузова и оформление интерьера — в этом плане Искра осталась именно такой, какой задумывалась. Пересмотр коснулся узлов, агрегатов и электроники.