АВТОВАЗ возобновил выпуск еще одного семейства автомобилей — на конвейер вернулась Лада Ларгус. Или Ларек, как прозвали эту машину в народе. Причем на торжественный запуск производства я отправился на завод в Ижевск — теперь Ларгусы будут родом отсюда, а не из Тольятти.
И снова здравствуй, платформа B0. Она осталась в строю исключительно благодаря Ларгусу, то есть перелицованной когда-то модели Dacia Logan MCV образца 2006 года. Ведь в отличие от других соплатформенных машин, которые в прежние годы выпускались в Тольятти (это Logan, Sandero, XRAY и Almera), только на Ларгус у АВТОВАЗа есть все необходимые права. Даже рестайлинг 2021 года заводчане провели сами.
Решение о переносе производства Ларгусов из Тольятти в Ижевск было принято прошлым летом, и оно во многом продиктовано социальными обязательствами: завод «Лада Ижевск» нужно было чем-то загрузить, ведь Весту отсюда забрали еще в 2022-м. Такая вот рокировка — сейчас Веста производится на тольяттинской линии В0, которая изначально была создана как раз под Ларгус и его соплатформенников. А Ларгус теперь переехал в Ижевск на линию, которая когда-то была создана для сборки Весты. Таким образом, АВТОВАЗ сосредоточил на головном заводе выпуск «родных» моделей, а «чужой» Ларгус отправил в ссылку.
Если после остановки производства автомобилей в 2022 году на ижевском заводе осталось всего 900 человек, то сейчас штат уже снова разросся до 2300 сотрудников. Причем большинство даже не пришлось переучивать: 60—70% из них — это те, кто вернулся на свои рабочие места. И все же необходимый штат из 3380 человек пока не набран. Ведь в Удмуртии системообразующей является оборонная отрасль, и конкуренция за кадры, особенно квалифицированные, высока. На заводе готовы привлекать людей из других регионов.
Но почему так долго тянули с возобновлением производства Ларгуса? Ведь даже Весту удалось перезапустить на год раньше. Оказывается, импортозамещение Ларгуса далось сложнее всего! Если в случае с Вестой, Грантой или Нивой главная проблема была в электронных компонентах и модулях систем безопасности, то для Ларгуса не хватало куда большего количества деталей, включая обширную номенклатуру штамповки. Да, в России были локализованы многие крупные элементы — такие как крылья, двери или крыша. Но множество деталей до 2022 года приходило в Тольятти из Румынии, Польши и Франции. Раньше в их локализации не было экономического смысла, но, когда логистические цепочки оборвались, АВТОВАЗу пришлось срочно искать поставщиков внутри страны, которые смогут организовать производство с обеспечением необходимого качества.