Самый объемный и наиболее продвинутый в гамме Лады двигатель 1.8 появился еще восемь лет назад, но последние два с лишним года производство этих моторов простаивало. И вот АВТОВАЗ объявил о перезапуске и представил агрегат 1.8 Evo. Импортозамещенный?
Устройство мотора ВАЗ-21179, который устанавливали на модели Лада Веста и XRAY, не отличается уникальностью. В основе очередная эволюция чугунного «восьмерочного» блока, но с улучшенной системой охлаждения и добавленным маслоканалом для фазовращателя на впускном распредвале. Диаметр цилиндров 82 мм остался прежним, а больший рабочий объем был достигнут увеличением хода поршня за счет «размашистого» коленчатого вала с большим радиусом кривошипа.
Мотор оказался тяговитым, но, увы, не избежал проблем с надежностью. Главная — недюжинный масляный аппетит: даже у свежих агрегатов расход доходил до нескольких литров на десять тысяч километров. Эту проблему практически свели на нет к 2021 году, применив новые трехкомпонентные маслосъемные кольца, изменив направляющие втулки клапанов и маслосъемные колпачки. Тогда же был решен вопрос и с заедающим редукционным клапаном масляного насоса, что приводило к недостатку смазки: его конструкцию доработали.
До 2021 года было выпущено более 125 тысяч таких моторов, но, когда основные болячки удалось подлечить, производство двигателей 1.8 пришлось остановить. Сперва из-за проблем с «ковидной» логистикой, а затем (и уже окончательно) из-за перекрытого доступа к импортным компонентам. Коих в вазовском моторе было множество! Топливная рампа фирмы Continental, форсунки Siemens, облегченные клапаны Mahle или TRW, датчики содержания кислорода и положения распредвала Bosch, распредвалы южнокорейского производства (фирма Seojincam)… Наконец, комплект привода ГРМ вместе с фазовращателем поставляла немецкая компания Schaeffler (входит в группу INA).
На производстве двигателей 1.8 сохранены прежние этапы и оборудование. Все моторы после сборки проверяют на стенде холодной прокруткой, выборочно — горячей. Максимальная мощность линии — 80 тысяч двигателей в год
Так что последние два года в Тольятти занимались реинжинирингом двигателя и поиском новых поставщиков компонентов. Архитектура и характеристики мотора с появлением приставки Evo не изменились (рабочий объем 1774 см³, мощность 122 л.с., крутящий момент 170 Нм), однако внедрено 25 новых и модернизированных элементов. Причем не только для замены санкционного западного импорта, но и для повышения надежности.