Недавно я рассказывал о том, как в Ростове-на-Дону водил опытный самосвал КАМАЗ К5. Но таких там пока только два, а вот «китайцев» — пруд пруди! Поэтому я сел под Ростовом за руль груженого (а точнее, неслабо перегруженного) четырехосника Shacman — и узнал, как обстоят дела с эксплуатацией и ремонтом этих машин.
У нас нет статистики по общему числу самосвалов, работающих в России, но я подозреваю, что Shacman занимает одно из первых мест. Достаточно посмотреть на продажи новых грузовиков: по данным агентства Автостат, за полтора года начиная с января 2022-го реализовано примерно 18300 машин Shacman (сейчас эта марка на третьем месте после КАМАЗа и тягачей Sitrak), из которых 14200 самосвалов — практически поровну трехосных и четырехосных.
Их полно по всей стране, и они получили созвучные прозвища — их зовут Шахманами либо вообще Шаманами. Приставка MAN в названии неслучайна: когда-то компания Shaanxi сотрудничала с немецким МАНом, позаимствовала и адаптировала кабину вместе с передней панелью, другие компоненты…
И когда Шакманы больше десяти лет назад пошли в Россию, они оказались не только комфортабельнее, но и качественнее КАМАЗов с МАЗами. Я отлично помню редакционные сравнительные испытания самосвалов в 2011 году: отечественные модели замучили нас разнообразными поломками, а у Шакмана сломалась лишь крышка топливного бака!
При этом Шакманы оказались весьма живучими: есть объявления о продаже экземпляров того же 2011 года «в отличном состоянии, сел — поехал». Можно купить даже самосвалы из первой волны завоза, 2007 года: «тяга отличная, мотор Евро-2 свежесобранный». Конечно, машина помята по кругу — но что с нее взять за прошедшие годы?
Итого по нашим дорогам бегают Шакманы трех поколений: старые F2000 (китайцы присвоили такой индекс по аналогии с моделью MAN F2000, у которой позаимствована кабина), рестайлинговые F3000 и еще более современные X3000 с другими кабинами.
И вот я сажусь на окраине Ростова за баранку типичного ярко-желтого самосвала серии F3000: 2021 год выпуска, пробег около 180 тысяч километров, принадлежит одной из ростовских компаний. Водитель Ислам уступает мне свое место, а на вопрос, как ему машина, улыбается: «В отличие от старых КАМАЗов тут кондиционер есть!» И впрямь кондиционер холодит отлично, на жаре самое то.
В кузов загружено 35 бетонных блоков по 1250 кг каждый, итого почти 44 тонны… Погодите-погодите. Сам Shacman F3000 весит 19,5 т, его технически допустимая полная масса — 41 т, значит, технически допустимая грузоподъемность — 21,5 т. А тут она превышена более чем в два раза! И вместе с грузом самосвал весит 63,5 т, что опять же в два раза больше формально разрешенных на наших дорогах 32 т.