Минимум раз в год в редакции Авторевю искрит так, что всем присутствующим в этот момент впору
облачаться в диэлектрические костюмы и натягивать резиновые сапоги. На электромобиле за пределы Москвы больше чем на два дня?! Вой, ропот и, как результат, ноль желающих быть за электроштурвалом. Вот и теперь, когда на горизонте второго этапа рейтинг-теста замаячили не только «безопасные» для нашей психики гибриды, но и полноценные электромобили, да еще с не самыми распространенными зарядными разъемами GB/T… В общем, одним взмахом волшебной эбонитовой палочки мы решили подкорректировать правила рейтинг-теста. Фу-у-х, теперь можно спать спокойно. Или нет?
Сорок пять автомобилей, из которых опробованных нами не больше половины. Но одиннадцать судей, научившись чертыхаться на китайском, все же справились с голосованием. Ведь по правилам рейтинг-теста первый этап и рассчитан на заочную оценку по категориям «дизайн», «технологии», «важность» и «желанность/доступность».
Проще всего, конечно, с дизайном: посмотрел фирменные иллюстрации внешности и салона, покрутил в конфигураторе модель, увидел вживую косоглазую рыбину на улице, чуть умерил восторг в оценках — и перешел к следующей дисциплине. С технологиями сложнее: тут и базовую версию надо изучить, и список опций проштудировать. Хорошо тем судьям, для которых чем автомобиль проще, тем лучше. Такие машины у них получат высокую оценку за… отсутствующие технологии. Да-да, этот критерий не менее субъективный, чем «дизайн». Правда, ретроградных настроений с каждым рейтинг-тестом все меньше. Даже наши консерваторы проникаются прогрессом!
К оценке желанности и доступности все члены жюри привыкли давно, особенно когда пару лет назад мы формализовали категорию «могу»: оцениваешь свой личный автомобиль (или парк автомобилей) — и от этой суммы отталкиваешься. Если новый стоит столько же, то ставишь 10 баллов (как бы меняешь старый автопарк на новую «ласточку»). Нужно залезть в накопления — от 6 до 9 баллов. Кредитная история — 5 и менее. Не поможет и Центробанк — 1 балл.
И наконец, «важность для рынка», которую мы разделяем на локальную (то есть российскую) и мировую (для всей автомобильной индустрии) составляющие. Причем последний критерий тоже не для всех судей однозначен. Например, кто-то посчитает выход производителя бытовой техники в автомобильный сегмент незначимым событием, которое вскорости забудется как малоизвестный факт в истории машиностроения. Но для некоторых судей это вызов традиционным автопроизводителям, требующий поощрения в виде высоких оценок.
А с «российской важностью» штука такая. Что нужно для нашего рынка, помимо доступной (слово-то какое забытое!) цены? Полный привод, наличие локального производства, простота и надежность в обслуживании. Все так. Но некоторые из нас высоко оценивали по этому критерию и электромобили, выставляя им авансом приличные баллы. Чтобы показать: наша страна тоже должна быть в электротрендах! Благие намерения… На четвертый год проведения рейтинг-тестов, с той самой победы Audi e-tron в первом туре, EV-инфраструктура в России стала лучше. Но, честно признаемся, кардинальных изменений не произошло. Видимые улучшения только в крупных городах, а отправься в путешествие в российскую глубинку — и… «Я всегда с собой беру ви-и-деокамеру». То есть генератор или хотя бы внедорожник сопровождения с буксировочной стропой.
Понятно, что электромобиль в России до сих пор чисто городская история, но правила рейтинг-теста едины для всех. Мы оцениваем автомобили как средство персональной мобильности и свободы передвижения. Захотел — и махнул в Карелию на несколько дней. Или в Саратов, в Воронеж, в Иваново. Быстро и комфортно — как мы и делали все эти годы проведения рейтинг-тестов. Однако «электрички» нам в этом мешают: нарушают логистику, ломают планы, залезают в карман, требуя эвакуатора. Мы, конечно, автомобильные мазохисты, но все же умеренные. Поэтому, когда в этом году кто-то из судей спросил, что делать и кто виноват, было решено трезво посмотреть на вещи.
Просто вычеркивать электромобили из претендентов на высший титул, конечно же, несправедливо. Но с учетом нашего многолетнего опыта электропоездок «на дальняк» сложилась такая логическая цепочка: электромобили неважны для населения России, пока не будет создана сеть быстрых ЭЗС хотя бы в центральной части нашей необъятной страны. А значит, на сегодняшний день ставим батарейным моделям кол в этой графе. Превентивно, так сказать.
Все согласились. Тем более, повторимся, мы не исключили таким образом электромобили из финала! Если все же пробьются в десятку, уже никуда не сможем задвинуть. Будем мучиться и есть кактус.
Вы не представляете, каким жизнеутверждающим был этот взмах волшебной палочки! Как мы все расслабились и приготовили дисконтные карты для заправки на милых глазу АЗС, вытерли пыль со старых канистр, завалявшихся в техцентре Авторевю. Оказывается, для счастья людям надо не так много: десять автомобилей с двигателями внутреннего сгорания в финале рейтинг-теста 2023!
Лидер первого этапа (после этой заочной части, как вы помните, все баллы сгорят) — Tank 300. Понравился чертяка. При нем и харизма, и выдающиеся ездовые способности, о чем Олег Растегаев рассказывает в этом же выпуске Авторевю. Серебро у кроссовера Voyah Free, ведь мы помним, что этот «китаец» с европейским выдержанным обликом может быть не только электрическим, но и гибридным, а значит, он «важен для России». Ну то есть годится для нашего путешествия. Замыкает тройку лидеров Tank 500. Он был бы ниже в рейтинге, однако единственный из номинантов смог получить бонусные 10 баллов за победу в сравнительном тесте Авторевю. Остальные официальные китайские машины, которые прошли за последний год через АР-тесты, уступили «европейцам», «японцам» и «корейцам», включая подержанные автомобили. Как думаете, тревожный звоночек?
Надбавки за результаты продаж на рынке (подробнее — в положении о проведении рейтинг-теста по адресу autoreview.ru/ratingtest2023) в этом году у нас заработали Omoda C5, Geely Monjaro, Haval M6, Москвич 3, Changan CS55 Plus, Kaiyi E5 и Omoda S5. Но из них только первые два автомобиля прошли в финал, а остальным не хватило «дизайна», «технологий», «важности» и уж тем более «желанности».
На контрасте с этими рыночными номинантами в десятку проник дорогой минивэн Voyah Dream, примелькавшийся на столичных улицах в качестве восточного заменителя Мерседеса V-класса. Ох, мы-то помним, как могут выстреливать или, наоборот, разочаровывать такие многоместные конкурсанты рейтинг-теста.
Если бы АР-тест Дэшинга прошел раньше голосования судей, те не были бы столь комплиментарны по отношению к этому Джетуру
Сильными игроками наверняка окажутся и оставшиеся три автомобиля — компактный паркетник Changan Uni-T, относительно доступный в сравнении с конкурентами семиместный GAC GS8 второго поколения и «премиальный» Exeed RX.
Какой из десяти автомобилей лучший для вас? Голосуйте!
Глядя на нашу получившуюся десятку, вы можете в очередной раз сказать, что это не рыночные и не самые популярные машины, однако попробуйте расставить баллы по названным критериям самостоятельно, и вы убедитесь, что главные новинки года по меркам Авторевю — они именно такие, не самые дешевые и дорогие, но со своим «лицом», инженерной проработкой, владение которыми после европейских, японских или корейских машин не должно показаться кошмаром.
Сейчас мы запросим машины у производителей, обнулим счет на табло — и отправимся в путешествие. А если вдруг по каким-то причинам не сможем найти автомобили из выбранной десятки, как было в 2022 году, так еще самая ранняя версия правил рейтинг-теста позволяет брать в зачет финального тура машины с 11-го по 15-е место включительно.
Ой… Электромобиль Voyah Passion на 14-м месте! Одиннадцать судей скрестили пальцы и устремили взоры к небу.
Ждем января!