В культовой телерекламе BMW по высохшему соляному озеру мчится реактивный автомобиль. Он рассекает воздух, вздымая за собой клубы пыли и приближаясь к рекорду скорости. Но вот пилот выпускает тормозной парашют, машина останавливается, и мы слышим звук открывающейся двери — внезапно на экране появляется человек в комбинезоне, который заглядывает прямо к нам в кадр, чтобы проверить объектив. Оказывается, весь этот заезд мы видели «глазами» седана BMW M5 с закрепленной на двери кинокамерой.
Разумеется, перед нами классический рекламный трюк, но в чем ролик не лукавит, так это в том, что самые интересные машины из мира кино постоянно остаются за кадром. А ведь среди них есть те, что сделаны в России.
Я сам познакомился с этой техникой при похожих обстоятельствах. Прошлым летом мне довелось прокатиться на трековом прототипе Rossa — том самом, который планирует выпускать гонщик Роман Русинов. Это десять цилиндров, 680 сил и гектар углепластика. Но снимать этот автомобиль в движении приехал монстр еще похлеще.
Большую часть своей жизни он был просто Мерседесом ML 63 AMG серии W164 2010 года выпуска и обитал в семье московского дантиста, однако пару лет назад попал в руки киношников и превратился в нечто из мира «Безумного Макса». Кузов сменил металлик на матовую пленку, ощетинился проводами и кронштейнами, а на крыше выросла башня со стрелой. Это Russian Arm. Хотя на обшивке написано: «Performance Filmworks Edge Crane». Но это как с «ксероксом», ведь под собирательным названием «русская рука» в киномире понимают все автомобильные операторские краны со стабилизированной камерой. Во всяком случае, так было до недавнего времени.
«Рашн-арм» — царь зверей на съемочной площадке. По цене он переплюнет многие суперкары, ведь такой комплекс может стоить до миллиона долларов, а каждый день его работы обходится в сотни тысяч рублей. Но особенно впечатляет картина, когда перед съемкой три человека садятся в салон этого автомобиля, а потом еще двое залезают в багажник. И у каждого из них собственная миссия на борту.
Mercedes стартует, догоняет машину-героя и начинает буквально танцевать вокруг нее. Они то сближаются, то расходятся, то меняются местами, а иногда вообще несутся навстречу друг другу. Магия крана в том, что камера на конце стрелы держит кадр, не меняя своего положения, вне зависимости от того, что происходит с Мерседесом-носителем. Съемке не мешают ни крены, ни тряска, ни ускорения, ни даже отсутствие асфальта: кран легко может ехать по обочине, и камера все равно не изменит своего положения.
Кран Edge способен работать на скоростях до 200 км/ч, хотя съемка на этом фото происходила немного медленнее. В текущей конфигурации длина стрелы составляет 4,5 м, но ее можно увеличить в два раза. Правда, тогда и масса вырастет до 900 кг
Кажется, именно в тот день у меня и возникла идея уговорить водителя крана поменяться местами и сделать этот удивительный автомобиль главным героем теста.
Впрочем, бывают и другие операторские машины. Не обязательно с башней. На съемках успешно работают камера-кары с амортизированными подвесами типа «стедикам». Они намного проще и дешевле, но могут давать почти такой же эффект. Или все же не могут? В конце прошлого года я пригласил на полигон и Edge Crane на основе Мерседеса, и более скромный операторский Volvo XC90 V8.