В начале была Олимпиада. Голливудские автомобильные кинокраны ведут свою родословную от устройства под названием 2ГСП, которое создали в Москве в 1980 году. Как оно работало и как повлияло на эволюцию техники под названием Russian Arm?
«В Таллине, столице Эстонии, балтийский ветер раздувал паруса борьбы», — произносит диктор на шестьдесят первой минуте документального фильма «О спорт, ты мир!». Зритель в этот момент видит яхтсменов, которые стараются одолеть волны и ветер. Парусная регата Олимпиады-80 проходила не в Москве, а на Балтике, и там, в отличие от Крылатского, вода была не совсем ласковой. Но камера почти не замечает стихию. Сейчас мы такому не удивляемся, а тогда это была настоящая техническая революция. Фрагмент с парусниками принято считать первыми отечественными кинокадрами, снятыми полностью стабилизированной камерой.
По правилам Олимпийской хартии, каждая страна — хозяйка Игр обязана подготовить официальный полнометражный отчетный фильм. Съемки московской Олимпиады доверили Мосфильму, но лучших операторов и технику собирали со всей страны. В Таллине регату нужно было снимать с катера и с вертолета, а чтобы кадры получились такими же четкими, как из Лужников, техническое управление Госкино примерно за два года до Игр выдало задание разработать специальное устройство для стабилизации камеры.
Те самые кадры таллинской олимпийской регаты 1980 года, сделанные с помощью 2ГСП. Кстати, весь фильм про Олимпиаду летом 2021 года впервые опубликовали в открытом доступе на YouTube-канале Мосфильма в качестве Full HD. Включая прощание с Мишкой
Киношники обратились за помощью к тем, кто лучше всех знает толк в точности. Это были специалисты МГТУ имени Баумана с кафедры гироскопов факультета приборостроения — там занимались системами ориентирования и стабилизации для военной техники. Инженеры создали дистанционно управляемую гиростабилизированную головку для камеры. Ее главным элементом стал тандем из двух малогабаритных трехстепенных гироскопов МГТУ-05, которые вращались в перпендикулярных плоскостях. Устройство получило название 2ГСП, то есть гиростабилизированная платформа. Именно она и работала на таллинской регате.