Автопарк в РФ стремительно стареет: безопасность движения на дорогах под угрозой
Аналитическое автоагентство сообщило, что более 70% легковых автомобилей в России старше 10 лет, и с каждым годом автопарк стареет. И хотя 5 августа Минпромторг сообщил о росте продаж новых авто за первое полугодие, видимо, этих объемов пока что недостаточно для нормального темпа замены старых «железных коней» новыми. Многие россияне и вовсе не спешат расставаться со своими 15-летними и даже 20-летними «старушками» в силу суровых реалий авторынка. «МК» поговорил с экспертами, является ли такая ситуация опасной для автодвижения и почему россияне не спешат приобретать новые китайские автомобили?
5 августа Минпромторг отрапортовал, что в России продажи новых автомобилей с января по июль 2024 года выросли на 58% (сравнивая с таким же периодом 2023-го). За первые шесть месяцев россияне приобрели более 1 млн машин. Рынок отечественных авто при этом вырос за первую половину этого года на 34%. Пока что доля китайских машин на наших дорогах ничтожна: по состоянию на 1 июля по России рассекали 1,86 млн китайских легковых автомобилей, что составляет 4% от общего числа машин в стране.
Однако эксперты, с которыми побеседовал «МК», пессимистично заявили, что «продажи еще упадут». Так, автоэксперт Александр Шумский заметил, что речь идет о первых шести месяцах, а «что будет во втором полугодии — непонятно, потому что ключевая ставка только-только начала расти». «Автокредит становится недоступным, — сказал он. — Посмотрим, что будет по итогам года. Я думаю, что мы во второй половине года ожидаем или падения, или того же уровня, потому что продажи сместились на первое полугодие как раз в ожидании повышения ключевой ставки». Как он предположил, в 2024 году продажи будут сопоставимы с 2023-м (плюс-минус это те же 1,3 миллиона проданных авто), но это все равно на полмиллиона меньше, чем было в доковидные времена.
По словам автоюриста, цены на новые машины по сравнению с февралем 2022 года взлетели в 2 раза, а на старые — аж в три. При этом зарабатывать в 2-3 раза больше за последние два года россияне не стали. То есть спрос есть, но он отложен в связи с невозможностью купить. И этот спрос покрывается более дешевыми, более простыми машинами, которые отстают от тех транспортных средств, которые мы привыкли видеть.
Кстати, в Москве за первую половину этого года продажи подержанных легковых авто выросли на 34%. По подсчетам «Автостата», из 47 млн легковых автомобилей 37 млн возрастом более 10 лет (70%). Плохо это или хорошо? С одной стороны, 10 лет — это еще не старая машина: и по требованиям безопасности она проходит, и с экологией тоже все более-менее нормально.
Любопытно, что Шумский провел опрос среди пользователей, каков возраст их машин, и 2,3 тысячи выбрали ответ «менее 10 лет», а более 4,6 тысяч (в два раза больше) указали «более 10 лет». В своих обсуждениях многие автовладельцы рассказали, что не могут позволить себе новую из-за огромных цен и дорогих кредитов. «Моей иномарке больше 20 лет, и ничего, ходит, — поделился автовладелец Владислав. — Цены заоблачные, западные компании ушли из России. Итого, мы имеем выбор: китаец или «Лада». Есть еще альтернатива — привезти из Японии или Кореи, но она тоже удобна далеко не всем».
Удивило, что, судя по комментариям, большое количество россиян продолжает эксплуатировать машину более 20 лет! Это, впрочем, относится к престижным маркам. Некоторые автолюбители привели личные рекорды: «Двум машинам 37 и 32 года. Тойота вечна!»; «20 лет машине, чувствует себя прекрасно! 2л автомат, кондиционер, все работает отлично. Вообще не гниет кузов». «»Мерседесу» 22 года, полет нормальный, другую машину не хочу». Если бережно относиться к своему ТС, обслуживаться только у официальных дилеров (что, кстати, влетает в копеечку), машинка долго будет оставаться на ходу — так считают многие владельцы «старушек». От этого и нежелание расставаться с ними. Но это бомба замедленного действия.
«Тренд на устаревание автопарка связан именно с тем, что автовладельцы надеются ухаживать за своей машиной еще долгие годы, чтобы она им прослужила как можно дольше, так как новую машину той же марки они позволить себе сейчас уже не могут, — говорит Шумский. — Если я свой «Мерседес» 11 лет назад покупал за 4 миллиона рублей, то сейчас он стоит от 18 до 22 миллионов. Конечно, такие машины ездят, но есть проблемы с обслуживанием. Но, так или иначе, получается, что мне выгоднее обслуживать свою машину. Потому что даже если его продать и добавить денег, то купить можно все равно только китайца. А российский автопром еще не освоил такой класс автомобилей…»
Он рассказал о трудностях с запчастями. «Недавно у меня сломался клапан ERG. Пока искал оригинальную запчасть, находил множество откровенных подделок. Остановился на качественном аналоге из Китая. Успел поменять аж два китайских клапана, после обоих машина «чихала». Проблема ушла только после того, как я нашел оригинал за три цены. Даже содержать машины в текущих условиях не так просто».
«Хорошие марки действительно долго могут ходить по дорогам, но таких немного, — рассказал, в свою очередь, автоэксперт Илья Афанасьев. — Примечательно не только то, что автопарк стареет, но и то, что вместе с ценами на новые машины «в космос» улетели и цены на запчасти, а также на обслуживание автомобилей. Это может повлечь за собой только одно — экономию на обслуживании своей машины. А вот это уже приведёт к ухудшению надежности всего автомобиля, особенно тех узлов, которые быстро изнашиваются (ходовая, тормозная системы). Износ чаще будет приводить к отказам тех или иных узлов. Происшествия со старыми авто однозначно вырастут, но не в ближайшей перспективе. 3-5 лет у нас есть до момента, когда по дорогам будет ездить больше «вёдер с болтами», чем надёжных машин».
Автоюрист, в свою очередь, подтвердил, что старение автопарка в РФ не может не отразиться на безопасности движения. «Это устаревание точно скажется на статистике по аварийности, — уверен наш собеседник. — Мы уже видим, что в прошлом году аварийность выросла на 4,5% по сравнению с 2022 годом. Смертность от ДТП в этом году тоже растет».
Что касается китайской автопродукции на нашем рынке, то ситуация тут такая. «Во-первых, конечно же, российские автомобилисты покупают китайские машины, — пояснил Шумский. — Связано это, наверное, только с тем, что наш рынок имеет ограничения по предложению. Очень мало европейских, корейских либо японских машин ввозятся по параллельному импорту. В любом случае, параллельный импорт, какой бы он ни был, не такая огромная цифра. И он не может заменить ушедшие из России бренды, которые ввозили автомобиль легально. Поэтому сейчас есть только один способ купить легально иномарку. Это купить китайскую машину. Китайцы, конечно же, имеют огромные перспективы в будущем, и, безусловно, это лидеры мирового автопрома, но пока, тем более в Россию, они привозят все-таки не самые лучшие, не самые классные модели».
«Надежность китайских автомобилей больше похожа на лотерею, — считает Илья Афанасьев. — Если оглядеться вокруг и задаться вопросом: «сколько китайцев старше 10 лет я вижу?», то очевидно, что их единицы, и это о многом говорит. Да, безусловно разница между ранними и текущими китайскими машинами большая, нынешние технологически более продвинуты, но большинство автоблогеров в один голос утверждают, что китайские машины «сырые», на их производстве часто экономят, при этом ценник у них завышенный».
Источник: www.mk.ru