Хлипкий кузов, тонкий металл, небрежная окраска и отсутствие оцинковки — таков обывательский портрет среднестатистического китайского автомобиля, продающегося в России. Махровый стереотип? Я отправился на тульский завод Haval и изучил работу департамента, следящего за качеством выпускаемых там машин.
Сам факт того, что в российской структуре компании Haval есть такой департамент, для непосвященных может оказаться сенсационным, однако без системы мониторинга качества выпускаемой продукции не мыслимо ни одно современное массовое производство. Чтобы даже при злом умысле и вредительстве на конвейер не попал некондиционный материал или бракованная деталь, на предприятии существует строгий поведенческий кодекс, обязательный для соблюдения всеми сотрудниками. На автозаводах его называют по-разному, а на заводе Haval в Тульской области упоминают «правило трех не»: не создавай дефект на рабочем месте, не передавай его дальше по цепочке и не принимай бракованную деталь в работу.
Предприятие Haval в Тульской области — это первый и до сих пор единственный автозавод в России, который построен китайской компанией. Другие автопроизводители из КНР пользуются у нас контрактной сборкой. Завод занимает площадь 216 гектаров и включает цеха штамповки, сварки, окраски и сборки, а также цех производства компонентов
Ничего нового в таком подходе нет, пресловутым качеством выпускаемой продукции «зомбируют» работников всех автомобильных предприятий. В отрасли написана даже международная «библия качества» — стандарты ISO серии 9000 (всего их четыре), содержащие абсолютно все шаги, которые должны соблюдаться на производстве, начиная с приемки сырья и заканчивая обязанностями руководства. Соответствовать этим стандартам — круто и почетно, поэтому автозаводы (включая АВТОВАЗ и УАЗ) периодически отчитываются о прохождении сертификации по стандартам ISO. На заводе Haval не без основания гордятся, что внешние аудиторы четвертый год подряд аттестуют местную систему качества по нормам ISO серии 9000.
Ее первая ступень — «входные ворота», через которые проходят все материалы и комплектующие, поступающие на завод, включая металл, с которым работает штамповочное производство. Доли китайской и российской стали на сегодняшний день приблизительно равны, и, по утверждению инженеров-технологов, ее свойства одинаковы. Каких-то технологических предпочтений тоже нет: из какого металла штамповать ту или иную деталь, решают экономисты исходя из ее будущей себестоимости. Но меня заверили, что все стальные листы, которые используются для изготовления наружных панелей автомобилей Haval, оцинкованы на этапе проката, а единственная часть кузова, которая делается из обычного, неоцинкованного листа, — это крыша: так дешевле.
Многостанционный пресс Fagor полностью автоматический, а ручной труд на этом участке используется только при переналадке оснастки с одного вида штамповок на другой
Несмотря на то что испанские прессовые линии Fagor работают в автоматическом режиме и технологи им полностью доверяют, каждую пятидесятую штамповку проверяют на предмет внешних дефектов — и только потом отправляют в цех сварки.