Вррру-у-ум! В зеркале заднего вида появляется силуэт черного капотника гоночной команды КАМАЗ-мастер, и он резко идет на обгон с дымом из выхлопной трубы. Врум, врум — вслед за ним меня обходят другие боевые КАМАЗы. А за моей спиной в полуприцепе притянуты ремнями две гоночные Газели! Я вез их с ралли-рейда «Шелковый путь» — на автопоезде газовской команды с новейшим тягачом Валдай 45.
«Поведешь после „Шелкового пути“ наш автопоезд, груженный боевыми Газелями?» — предложили представители спортивной команды «ГАЗ Рейд Спорт». И я полетел в Горно-Алтайск. Маленький аэропорт действительно стоит среди красивейших алтайских гор и просторов, где меня на обочине шоссе после 45-минутного ожидания подобрал рейсовый пазик, набитый пассажирами. О, эти пазики, на которых держится вся страна: сколько ни изобретай новых моделей, а классикой в провинции остаются пазики с их узкими дверями-гармошками, занавесками, развевающимися от ветра, хрустом трансмиссии, газовыми баллонами на крыше…
Я вылез около маленькой гостиницы в горах, где были припаркованы две машины команды — здоровенная техничка Урал Next и мой Валдай 45 со шторным полуприцепом Тонар. Никто и не догадывается, что это автовоз, где под тентом стоят две боевые Газели! Их масса вместе с другой поклажей в кузове — примерно 10 т.
В полуприцепе, притянутые ремнями, стояли две гоночные Газели (Фото Дмитрия Куликова)
Знакомый дальнобойщик, которому я прислал фотографии этого тягача, прокомментировал: мол, понятно, Foton ведешь. «А вот и нет, — отвечаю. — Присмотрись к эмблеме». Потому что это уже не Foton китайского производства, а Валдай 45, сделанный в Нижнем Новгороде. Можно сколько угодно сетовать на то, что автомобили из Китая обретают российские имена и эмблемы (да-да, и Москвич, и Волга, и КАМАЗ Компас), но таков вынужденный путь нашего автопрома: ниши, образовавшиеся после ухода «европейцев», надо заполнять, загружая отечественные производства, а создание собственных моделей с нуля — дело очень долгое и дорогое.
Валдай 45 впервые был показан на прошлогодней выставке Комтранс: там демонстрировалась перспективная продукция новообразованного завода «Нижегородские грузовые автомобили», НГА. Не секрет, что за основу взяли тяжелые модели Foton: эта марка — партнер нижегородцев, и потому Валдай 45 — хорошо знакомый нашим перевозчикам Foton Auman EST A.
Но было бы ошибкой думать, что локализация заключается в переклейке эмблем. Планы нижегородцев таковы: инвестиции в производство — 2,3 млрд рублей, мощности — до 10 тысяч автомобилей в год, локализация будет проходить в три этапа. Первый — доработка под российские условия (утепление кабины, адаптация программного обеспечения), второй — производство полного цикла со сваркой и окраской кабины плюс внедрение отечественных компонентов (аккумуляторы, баки, кардан, элементы экстерьера и интерьера). И наконец, третий этап — углубленная локализация с переходом на российские силовые агрегаты (отечественными будут рама, двигатель, коробка передач, глушитель и электронные «мозги»).