«500 рублей за превышение скорости больше никого не пугает»
За последние годы российские автомобилисты (прежде всего жители больших городов) привыкли к «неотвратимости» штрафов, выписываемых видеокамерами. Действительно, мало кому удается активно ездить за рулем и не схватить хотя бы несколько штрафов в год. Но поскольку штрафы, по нынешним временам, терпимые — да еще и позволяют сэкономить 50% на своевременной оплате — водители как-то смирились. И тут со стороны экспертов поступило освежающее предложение: индексировать штрафы сразу в несколько раз.
Логика простая: штраф должен «бить по карману» так, чтобы водители боялись нарушать ПДД. А то это не наказание, а просто некий сбор, который можно безболезненно «заложить в смету». Возьмем, например, самое привычное «камерное» нарушение — превышение разрешенной скорости: нужно ехать быстро, езжай, и поездка будет на «бак бензина» дороже (не берем совсем уж патологические случаи, когда скорость превышают больше, чем на 60 километров в час и перед десятками камер).
— Последний раз размер штрафов за нарушения ПДД поднимали в 2013 году, — пишет в своем блоге инициатор дискуссии, автоэксперт Александр Шумский. — С тех пор цены на все товары сильно изменились, и теперь тот же штраф 500 рублей за превышение скорости никого не пугает. С учетом официальной инфляции за последние 11 лет, штрафы должны были вырасти на 120%.
Если рассчитывать по этому алгоритму, получается, что за превышение на 20—40 км/ч «индексированный» штраф составит 1100 рублей, за проезд на «красный» или разворот через «сплошную» — 2200 рублей, за нарушение правил парковки 11 000 рублей, а за отказ от освидетельствования на опьянение — все 66 000 рублей, отмечает эксперт. Альтернативный подсчет — по курсу доллара, который в 2013 году составлял около 30 рублей — будет еще менее приятным для водителей: индексировать при такой методике придется почти втрое.
— В любом случае однажды штрафы будут поднимать, иначе они просто перестанут (или уже перестали) работать, — резюмирует Шумский. — Возможно, это одна из множества причин возобновившегося роста аварийности, которую тоже придется устранить. Но из-за отсутствия постепенной индексации повышение будет казаться очень резким.
Такая идея (ее не назовешь предложением — скорее приглашением к обсуждению — но все-таки) вызвала бурную реакцию автомобилистов. «Вопрос надо решать комплексно, — оппонирует Шумскому писатель-фантаст и бывший сотрудник МВД Илья Рясной. — Например, по трассе с хорошим асфальтом, где есть две полосы в каждую сторону и разграничение встречных потоков, ограничение 90 км/ч уже устаревшее. Если для таких дорог сделать ограничение 110-120 и порог снизить до 10 км/ч, тогда можно говорить о повышении штрафа, а так это просто поборы. На дорогах с одной полосой в каждую сторону, я бы оставил такое же ограничение 90 км/ч, так как часть водителей совершенно не умеет обгонять или ездить по трассе».
Среди прозвучавших в дискуссии предложений — ввести прогрессивную шкалу штрафов, дифференцированную либо по стоимости и/или мощности автомобиля, либо по доходу его владельца. Таким образом, штрафы могут стать одинаково болезненными (но не непосильными) для «блогера на спорткаре» и «пенсионера на «Жигулях».
— Позиция, я бы сказал, типичная, — комментирует Антон Шапарин, вице-президент Национального автомобильного союза. — Автомобилистов, как считают городские власти, нужно поджимать, и если это не получается делать административными методами, надо повысить штрафы. Но вот в чем нюанс: в нынешней редакции КоАП всё сбалансировано, штрафы за нарушения ПДД сочетаются со всеми остальными и пропорциональны уровню доходов населения. Именно поэтому я убежден, что повышать штрафы бессмысленно.
Если повысить штрафы только по 12 главе КоАп (административные правонарушения в области дорожного движения), то разрушится юридическая логика кодекса, подчеркивает эксперт. Ведь окажется, что объективно более тяжкие и злостные проступки — побои, хулиганство — «дешевле», чем нарушения за то же превышение скорости.
Есть, однако, еще одно соображение, которое в подобных дискуссиях обходится. За последние полтора десятилетия, что мы живем в мире «автоматизированных» штрафов, а затем и усложненной дорожной разметки и общего ужесточения дорожных регламентов — штрафы за нарушения ПДД действительно де-факто превратились из наказания в особого рода сбор. Даже пресловутый нештрафуемый порог в 20 км/ч организаторы дорожного движения научились «обходить»: попросту снижают во многих местах (особенно на бесплатных дорогах) скоростной лимит ровно на 20 км/ч относительно привычного.
А водители часто выбирают плату за спокойную, без невроза по поводу «внезапных 50», езду по новой для себя дороге, или за возможность срочно добраться в нужную точку. Если возвращать штрафам их первоначальный смысл — сами ПДД придется радикально упрощать, а часть ограничений убирать (и за оставшиеся, принципиальные — уже карать в полную силу). Иначе повышение штрафов — это… лишь повышение штрафов, то есть еще один фактор подорожания жизни. Хотя, может быть, в этом и смысл?
Источник: www.mk.ru